deyatinor: (я наблюдаю мир)
[personal profile] deyatinor
Originally posted by [livejournal.com profile] gutta_honey at post
Самосаботаж бывает не только от того, что человек  сам себе умело ставит палки в колеса.  Не редкий вариант, когда люди оказываются в одной и той же жизненной ситуации по причине  особенностей своих субличностей.

Я несколько раз уже писала, о том, что такое субличности и  какие игрища они могут устраивать внутри отдельно взятого человека. Часто наиболее проблемными в плане организации поведения и принятия решений являются детские субличности. Так как мало кто имел идеальное детство, вот так чтобы без сучка и без задоринки, то все  в той или иной степени с  этим сталкивались.

 Детская субличность, если ей что-то было недодано или дано не в той пропорции и не в том виде, как ей требуется от природы, при возможности будет добирать или пытаться преобразовывать свой багаж. А так как она не такая уж и сложно организованная, страдает недостатком логики, контроля (нейрональная схема в которую не включены многие функции, развивающиеся у взрослого впоследствии) и т.п., то выскакивать она может в самых неподходящих ситуациях.

Если ребенку недодано в любви и эмпатии, то взрослый очень легко может вестись на ситуации, связанные даже отдаленно с этими  эмоциями.  Если человек даже на улице просто подмигнул и улыбнулся, сразу в груди замирает сердце от предвкушения чего-то хорошего. Ну, а если уж больше, чем подмигнул…Это как взрослый, который неожиданно отвергнутому всем ребенку дал конфету. И жизнь малыша заиграла разными красками. Дяденька или тетенька с конфетой не просто хорошие, они самые лучшие, волшебные, необыкновенные. Ребенок прыгает вокруг них, лезет на руки,  заглядывает в глаза. Он просто не может помыслить, что вот этот добрый волшебник или волшебница могут быть плохими.

 Со взрослыми так же случается. Кто-то дал «конфетку». Это не обязательно что-то материальное, это может быть просто  некий незаметный другим окружающим жест, который говорит: «Конфета будет»… и понеслось.

Да, у взрослого уже полно всяких других схем и центров, которые могут понимать, анализировать и «держать  ухо востро». Этим занимаются «аналитические части личности». Но все эти продвинутые мозговые гаджеты выбивает  эмоциональный  фонтан  из лимбики, который освобождает детская субличность. Этот поток начинает забивать все каналы, и даже возможно местами перекрывает некоторую часть информации приходящую извне, по крайней мере, по значимости. Так факты, говорящие, что у «волшебника» нет конфет, и не будет, игнорируется. Потому, что в понятии «ребенка» волшебник без конфет не существует в природе.  И в этом состоянии, если человека даже лупить палкой по голове, он все равно будет полагать, что на самом деле чудесный волшебник касается его темечка волшебной палочкой, чтобы сделать его еще более счастливым, чем он  есть сейчас. А то, что от волшебной палочки случаются переломы черепа… да ну бог мой, это ж ерунда.

 Это далеко не всегда ситуация с хронической жертвой, которую бьют, а она любит. Это чаще глупые влюбленности, отношения с друзьями или знакомыми, ситуации, когда человек ведется на мошенничество и рекламу.

Но это еще не все. Самосаботаж, это не только просто регулярная ошибка, которая ухудшает положение человека. Это еще и стыд, который накрывает, когда  уже невозможно увернуться от фантазий. Это, кстати самая зловредная часть самосаботажа. Ошибки делают все и в этом нет ничего экстраординарного. А вот делать ошибки, затем жестоко себя запиливать или обесценивать, а затем снова делать ошибки, это оно самое.

И так, вот оно случилось. Ребенок в ужасе замер, поняв, что конфет не будет. Тут же в наступившей  тишине, раздается голос критика, часто с  родительскими нотками в голосе: «Ну что, доигрался идиот?» Далее внутренний критик начинает «ребенка»  тыкать носом в факты, которые добыты от аналитических частей личности  (что происходило на самом деле, пока детская личность прыгала как щенок вокруг «волшебника») и вопрошает: «Как ты мог!» Далее следует длинный хвост «жизненного разочарования», депрессии и т.п. Время занято тем, что человек, идентифицировавшись с своим внутренним ребенком,  сжавшись в комочек слушает критика и соглашается со своей никчемностью и бесперспективностью.

Это все длится некоторое время. Затем «ребенок» дает «честное-пречестное» слово, что «никогда-больше-так-делать-не-будет»  и пообещает, прежде чем  что-то делать, для начала советоваться со старшими товарищами( аналитическими частями и другими «взрослыми субличностями»). Но это не на долго. Как только замаячит конфета,  «ребенка» опять сорвет с катушек. Далее наезженная схема, с единственным различием, что к словам критика добавляется тема «тех же грабель».

Дело в том, что ребенка при таком раскладе нигде не любят. От своих  товарищей по голове, он никаких конфет точно не получает, а  вот от «волшебников»… кто знает, может все и получится. «Волшебник»  теоретически может не только дать конфету, но еще и спасти от внутренней армии недоброжелателей. Т.е. это не совсем самосаботаж по своей структуре и смыслу. Это попытка вырваться за пределы тотальной «нелюбви».
Шо делать?

  1. Очень нужная и важная вещь проявлять к себе сострадание. Люди часто это делать бояться, потому что расценивают этот шаг, как попытку избежать заслуженного наказания. Если я сделал неправильно, я должен быть наказан. Наказание совсем не обязательно. Даже амебы ползут от тьмы к свету. Да,  вполне возможно, что если вы в светлой стороне будете рассыпать соль или еще какую-то ерунду, отравляющую амебе жизнь, она будет ползти обратно в тьму. Не создавайте себе сложных условий  на светлой стороне жизни, и вам не нужно будет себя лупить за ошибки, чтобы их не повторять.

  2. Надо работать над тем, что как можно ближе соединить  «ребенка» и «аналитика». Они могут вполне работать вместе и друг друга не исключают, а дополняют. Они прекрасно работают в тех местах, где нет места «неудовлетворенным потребностям» ребенка. Например, большинство может планировать отдых и развлечения согласно доходам и физическим возможностям.


Originally posted by [livejournal.com profile] gutta_honey at post
Я не стала писать  ответы на большинство вопросов из прошлого поста, потому что в основном спрашивали, как свести воедино «ребенка» и «аналитика». Вот некоторые наметки.

Сначала немного  теории, чтобы понять, как это все работает.

  Сразу надо сказать, что «ребенок» и «аналитик» не такие уж разговорчивые. Их не так уж легко различить в шуме разных психических процессов. От них в этом плане очень сильно отличается «критик», который обладает очень хорошей разговорной функцией. Вот его-то не заметить просто невозможно.  Он заслоняет своей болтовней всех и вся, но его вредность можно использовать «в хозяйстве». Он всегда общается с той субличностью, которая доминирует в конкретный момент. Чаще он ее старается подмять под себя, чтобы восстановить некий баланс и контроль. И поэтому он может дать знать, кто стоит на нашей внутренней сцене и в каком состоянии находится.

«Ребенка» можно ощущать в  виде эмоций, вдруг изменившегося отношения или взгляда на ситуацию. Когда вы вдруг из  состояния  душевного равновесия и рассудительности пускаетесь в какие-то обиды, расстраиваетесь или вдруг вас что-то неимоверно увлекает. Причем  в этот самый момент можно совершенно четко понимать, что все переживания и восторги буквально на пустом месте, но все равно, от эмоций не скрыться. В голове начинают зреть пассивно-агрессивные планы ( дети довольно часто этими стратегиями пользуются, потому что открыто выражать свой гнев родителям может быть чревато), планы мЕсти на уровне  «если он мне не дал машинку, я ему не дам трактор» или  мозг наполняется фантазиями ( о том, как все хорошо и будет еще лучше, или о том, как все плохо, и будет еще хуже). Да, иногда ребенок может побуйствовать: наговорить гадостей, глупостей, рассказать свои и чужие секреты, оскорбить, стукнуть кулаком по столу или по чьей-то морде.

 Такие выходы ребенка не катастрофа и у всех это бывает. Плохо, когда ребенок  не выходит, а вырывается из застенков своих взрослых собратьев по голове, делает круг почета по внешнему миру , нанося разрушения разной степени тяжести, а потом возвращается домой. Там его начинают стыдить. Т.е. еще один признак выхода неудовлетворенного ребенка – чувство стыда, когда уже все произошло. Вернее чувство стыда  уже вторично. Это ответ на обвинения внутреннего критика.

На самом деле, «критик» не главный в голове. Он самый хитрый.   Он держит в своих руках кончики от всех запутанных эмоциональных клубков детства.  И в случае чего  он этими  кончиками и клубками умело манипулирует.  «Критику» нравится  власть и он делает очень многое, чтобы не дать  голове себя самой починить. («Критик» действительно нужен, ибо он должен оценивать правильность нашего поведения, но в подавляющем большинстве случаев он занят  совсем не тем.) Критик часто представляет интересы и потребности других, и формируется из кусочков личностей значимых нам людей и как позиция и интересы этих людей выражались вербально ( т.е. что они говорили)   Именно поэтом «критик» болтун. Он  говорит фразами мамы, папы, бабушки, первой учительницы и т.п.  и принуждает нас действовать в интересах окружающих

 Аналитическая часть личности по рангу выше, но  без активного сбора информации  от других частей личности она  скорее походит на «свадебного генерала», чем на что-то серьезное. Ей приходится в своих расчетах в основном опираться на хитрого «критика», потому что он оказывается единственным интерпретатором происходящего с человеком непорядком. Если аналитической части дать возможность контакта с другими частями личности напрямую, то она будет гораздо реже слушать критика и давать ему меньше полномочий.

 Я уже это все описывала в некоторой степени раньше. Зачем я это все описываю  еще раз? В случае работы с ребенком и аналитиком, вы должны поймать и зафиксировать  ребенка своим вниманием. В силу складывающихся обстоятельств ребенок остается аналитиком незамеченным ( функциональное разобщение лобной коры и лимбики). На уровне аналитика это выглядит так. Сидим цыфИрьки складываем, информацию обрабатываем и вдруг… опа… в мгновение ока оказываемся в эпицентре только что произошедшего атомного взрыва. Смутно помним, что это все было сделано этими самыми руками… но зачем!

Для того чтобы работать, «аналитику» надо увидеть «ребенка» и понять, что «ребенку» что-то надо, выявить ситуации когда ребенок появляется на горизонте. Это все нужно для того, чтобы аналитик стал принимать при разработке поведения интересы и потребности ребенка.
Как ребенка обнаружить:

  1. Он выходит в виде яркого наплыва эмоций, плохих или хороших. Содержание мыслей упрощается, и все поведение начинают определять чувства, ожидания или фантазии.  В этот момент излияния эмоций, ребенок на короткое время может заткнуть критика  или, по крайней мере, сделать его мнение незначимым.

  2. Уход «ребенка» со сцены совпадает с началом угрызений совести, самообвинениями, пилением себя самого. Это значит, «критик» восстановил свои полномочия и запинывает ребенка на его место.

Аналитику нужно учиться фиксировать эти моменты входа и выхода.  Соотнести эти телодвижения «ребенка» с конкретными ситуациями и начать прорабатывать эти ситуации. Фактически решать проблемы "ребенка" исключив "критика" из цепочки взаимодействий насколько это возможно. В дальнейшем, это взаимодействие частей личности будет расти и крепнуть. Это, что называется «найти себя», «следовать за своими глубокими потребностями» и т.п.  Ибо "ребенок" и есть часть нашего «ядерного» центрального я, там, где наши потребности были только нашими. "Аналитик" же, как более зрелая часть, поможет выражать интересы "ребенка" правильным и адекватным образом.

 Если вы не можете работать со специалистом ( со специалистом всегда работать лучше, так как мы можем наши проблемы очень мастерски от себя прятать),  займитесь ведением дневника. Лучше всего рукописного. Когда вы пишите о своих переживаниях, вы будете вынуждены  прогонять информацию через несколько  мозговых центров, и мозг будет вынужден уже как-то над этим работать,  хотя бы ответить на вопрос: « Ой, что со мной». Критик  не очень любит, когда люди начинают этим заниматься, потому что в этом случае очень легко может возникнуть ситуация, когда аналитик поймает критика на мошенничестве. По этой причине критик будет вас  отговаривать, подбрасывать вам лучшие идеи, или стыдить за то, что вы занимаетесь фигней и только тратите бездарно время. Не  заботьтесь о литературной красоте, пишите так, как есть в голове. А через 3-5 дней перечитывайте написанное и дайте возможность вашему аналитику распознать в тексте следы "ребенка",  и "критика". Подумайте, что "ребенку" надо и  возможно ли ему дать то, что он хочет простыми незамысловатыми способами. Действительно ли правда, что говорит "критик".

Этому занятию надо посвятить довольно много времени. Проявите терпение. Вы много лет игнорировали "ребенка", поэтому потребуется время научиться  снова считаться с ним.  Старания будут вознаграждены.С определенной поры, вы будете находить в своих текстах очень важные вещи и  ответы на ваши вопросы.

March 2020

S M T W T F S
1 234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 6th, 2025 12:51 pm
Powered by Dreamwidth Studios