deyatinor: (я наблюдаю мир)
[personal profile] deyatinor
Немножко Ялома в изложении [livejournal.com profile] pro100olga . Мне очень понравилось, не могу не поделиться

О внутренних конфликтах
4 главные фактора, вызывающие конфликт в человеке.

3 основных подхода к внутреннему конфликту:

1) Фрейдистский
Согласно Фрейду, ребенком владеют инстинктивные силы, которые являются врожденными и постепенно пробуждаются.
Конфликт происходит на нескольких фронтах:
- между противоположными инстинктами (Эрос и Танатос)
- между инстинктами и требованиями среды (после - интернализованной среды, т.е. Супер-Эго)
- между потребностью немедленного удовлетворения и реальностью, требующей отсрочки удовлетворения.

Т.о., человеком движут инстинкты, которые он не может удовлетворить, поскольку этому противостоит окружение.

2) Неофрейдистский (Фромм, Хорни, Салливан)
Ребенок формируется (если не считать врожденных характеристик как темперамент и уровни активности) культурными и межличностными конфликтами.
Потребность ребенка - одобрение и принятие со стороны других (значимых взрослых).
Поведение ребенка не всегда согласуется с требованиями взрослых.

Конфликт - между тенденциями роста ребенка и потребностью в принятии и одобрении.

3) Экзистенциальный
Конфликт - между индивидуумом и данностями существования.
Что это за данности?

1. Смерть. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить.

2. Свобода. Обычно свобода представляется позитивным явлением. Но свобода - это отсутствие структуры. Каждый несет полную ответственность за свой мир. В этом смысле свобода означает, что мы не опираемся ни на что, под нами пустота, бездна.

3. Экзистенциальная изоляция. Это не изолированность от людей (межличностная и-я), и не изолированность от частей собственной личности (внутренняя и-я). Сколько бы мы ни были близки с другим, между нами всегда есть непреодолимая пропасть: каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве его покидает.
Это конфликт между осознаваемое абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, защите, принадлежности.

4. Бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире - какой же тогда смысл в нашем существовании?


*******

Модель Фрейдистской структуры: влечение -> тревога -> защитный механизм
Модель экзистенциалистской структуры: сознавание данности -> тревога -> защитный механизм

Глубина:
для фрейдистов глубина конфликта = его давности. Самый глубокий конфликт - самый ранний (из детства). С экзистенциальной точки зрения исследовать глубоко не значить исследовать прошлое, а значит отодвинуть повседневные заботы и глубоко размышлять о своей экзистенциальной ситуации

экзистенциальная психотерапия: изоляция

Есть три вида изоляции:

1. Межличностная, обычно переживаемая как одиночество - изоляция от других людей. Причины ее могут быть разные, хотя бы даже болезнь, передающаяся воздушно-капельным путем и ограничивающая наше общение с другими. А может быть, например, стеснение проявить инициативу в этом самом общении.

2. Внутриличностная, когда человек отделяет друг от друга части себя. Человек вытесняет собственные чувства или стремления, принимает "нужно" и "следует" за собственные желания, не доверяет своим суждениям или блокирует от себя свой же потенциал.

3. Экзистенциальная изоляция, о которой речь пойдет дальше. Экзистенциальная изоляция сохраняется при самом лучшем общении с людьми и при прекрасном знании себя и интегрированности. Как бы ты ни был близок с другими, всё равно между вами есть расстояние, которое не преодолеть. Это непреодолимая изоляция индивида от мира и других людей. (Как бы там ни было, мы рождаемся в одиночестве и умираем тоже в одиночестве.)


Рост и экзистенциальная изоляция

Рост подразумевает отделение: автономию (самоуправление), опору на себя, самоконтроль, независимость.
Не отъединиться значит не расти, но платой за сепарацию и рост является изоляция.

Выйти из межличностного слияния = столкнуться с экзистенциальной изоляцией, которую сопровождают страх и бессилие. Дилемма слияние/изоляция (привязанность/сепарация) - основная задача развития. И основная проблема отношений. С одной стороны, человек должен научиться быть в отношениях с другим не потому что хочет избежать изоляции таким образом (т.е. не используя другого в качестве средства). С другой стороны, он должен научиться быть в отношениях, не стремясь к полному слиянию.

Т.е. проблема в том, чтобы быть одновременно "частью" и "отдельно" (a part/apart).


Связь межличностной и экзистенциальной изоляции

Это этапы друг друга. Человек должен отделить себя от другого, чтобы пережить изоляцию; человек должен быть сам по себе, чтобы испытать одиночество. Но именно благодаря одиночеству в конечном счете он способен к глубокой и осмысленной "включенности" в другого.


Изоляция и отношения

Осознание своей изоляции дискомфортно (мягко говоря). Чтобы избежать этого, мы входим в отношения с другим - человеком или Богом.
Но никакие отношения не могут уничтожить изоляцию. Зато они могут помочь справиться с болью, которую она вызывает.

Если мы не можем признать изоляцию в своей жизни, то начинаем использовать других как средство для ее отрицания. Другие люди перестают быть людьми, они становятся инструментами, выполняющими функцию - отрицание изоляции. Признать, что используешь людей вот таким образом неприятно, поэтому приходится это хорошенько прятать, возникают метафункции, и мы сначала строим отношения, которые обеспечивают продукт (власть, слияние, величие, восхищение, етц.), а он в свою очередь служит отрицанию изоляции.

Любовь, Маслоу и Фромм

Маслоу со своей пирамидой считал, что у нас есть определенные психологические потребности (безопасность, принадлежность чему-либо, идентификация, любовь, уважение, престиж). Те, у кого эти потребности удовлетворены, ориентированы на рост. Поэтому они относятся к другим не как к источнику снабжения, а как к сложным, уникальным и целостным существам.

Те, кто ориентирован на восполнение дефицита (у кого потребности не удовлетворены), воспринимает других с точки зрения полезности. Те аспекты других, которые не относятся к необходимой полезности, не замечаются или воспринимаются как раздражитель, угроза.

В соответствии с этим Маслоу описал два типа любви, соответствующие этим мотивациям (рост или восполнение потребности).
Дефицитарная любовь (D-любовь) - любовь-нужда (это про восполнение дефицита).
И любовь к бытию другого (В-любовь) - ненуждающаяся (это про рост).
D-любовь может быть удовлетворена, в то время как понятие "удовлетворения" вряд ли приложимо к В-любви.
В-любовь содержит в себе минимум тревоги-враждебности (хотя, конечно, может заставлять тревожиться за другого).

В-любящие более независимы друг от друга, более автономны, чувствуют меньшую угрозу, меньше нуждаются, но больше стремятся помочь другому в самоактуализации, больше гордятся победами другого, более великодушны и заботливы.


Фромм считал, что экзистенциальная изоляция вызывает очень глубокое беспокойство, что источником любой тревоги является сознание отъединенности. Любовь не отменяет отъединенность - это данность существования, которую можно принять, но нельзя устранить. Но любовь помогает справиться с болью отъединенности.

Фромм выделял два вида любви: инфантильную и зрелую.

Инфантильная любовь следует принципу: "я люблю, потому что любим". Зрелая любовь - "я любим, потому что люблю".
Незрелая любовь говорит: "я люблю тебя, потому что нуждаюсь в тебе". Зрелая - "я нуждаюсь в тебе, потому что люблю тебя".
(с)


Зрелая любовь подразумевает 4 элемента: заботу, отзывчивость, уважение, знание (знание другого - возможность подняться над своей эгоцентричностью и увидеть другого с точки зрения другого).


Библия подчеркивает, что объектом любви должен быть слабый, бедный, вдова, сирота, странник. Они не служат никакой цели, и любить их значит любить не нуждаясь, "по-братски".

экзистенциальная психотерапия: ответственность

Сегодня о свободе и ответственности. Свобода, напомню, это еще одна т.н. "даность существования", вызывающая у нас внутренний конфликт.

Хотя свобода считается, как правило, позитивной вещью, тем не менее, столкновение с ней часто вызывает тревожность. Потому что принятие собственной свободы означает также и принятие собственной ответственности, а это, конечно, не то, что хочется делать (как правило).

Именно поэтому разговор о свободе плавно переходит в обсуждение ответственности. Мысль, что каждый ответственен за свою жизнь, выглядит, с одной стороны, нормально, а с другой как-то попахивает тренингами личностного роста и прочим. Поэтому необходимо какое-то разумное объяснение этой ответственности.

Итак. Не секрет, что всё, что мы воспринимаем, существует, с одной стороны, объективно - в реальности, с другой стороны - субъективно, в нашем представлении. Например, бомж, с одной стороны, объект реального мира, но "неприятным" для нас его делает наше восприятие. (Не знаю, почему я выбрала такой пример).

Т.е. человек как бы состоит из двух частей: объективной (объект в мире) и трансцендентной (бля) - часть, "создающая" образы внешнего мира в сознании. В этом смысле каждый, благодаря этой трансцендентной части, ответственен за себя и мир - потому что воспринимает себя и мир именно таким образом.


В чем проблема понимания собственной свободы и ответственности?

Раньше общество жило с гораздо большим наборов "надо" и "должен", общество устанавливало правила жизни. Теперь, когда у нас "делай всяк что хочет" (с), мы сталкиваемся с тем, что не знаем, что же, собственно, мы хотим.

Опять таки, это вроде бы очень круто - делать что хочешь. Но это подразумевает также и нести полную ответственность за свои действия, что неприятнее и сложнее.

Возникающая при этом тревога приводит к т.н. избеганию свободы.


Способы избегания свободы:

1. Компульсивность - защита, при которой человек создает психический мир, в котором нет переживания свободы, а есть существование под властью какой-то непреодолимой, чуждой для Эго ("не я") силы.

Ну, прекрасный пример - это алкоголизм в виде "Это всё проклятая водка". Думаю, все слышали разговоры на тему "ну я же алкоголик, что с меня возьмешь".

Ялом в своей книге приводит пример сексуально одержимого пациента, которому не нравилась его навязчивость, объективно неудобства от нее превосходили удовлетворение от собственно секса, но он никак не мог от нее избавиться, считая это чем-то внешним, с чем он не может справиться.

2. Перенос ответственности.
На других людей, обстоятельства, и т.п. "Он меня бросил, потому что козел", ("а не потому что я заебала его донельзя").

Подвидами этого может быть разыгрывание из себя жертвы событий (неосознанное, конечно), или, например, объяснение действий "потерей контроля".

3. Избегание автономного поведения
Бывает, что человек хорошо знает, что он хочет делать, но не могут совершить нужный шаг. Как правило, это происходит из-за отсутствия готовности признать свою ответственность за последствия своего выбора.

Это может быть особенно сложным для верующих людей или людей, прочно ассоциирующих себя с какой-то группой: принятие ответственности приводит к отказу от веры в существование конечного спасителя - трудная задача для индивида, построившего свое мировоззрение на фундаменте этой веры.


Т.о., если человек испытывает ужас перед сознанием того, что он сам создает картину окружающего в своей голове, то он может избегать проявления воли - например, делая себя нечувствительным к своим желаниям или чувствам, отказываясь от выбора или перекладывая выбор на других людей, институты или внешние события.


Как бороться с избеганием свободы?

Ялом пишет о терапевтических приемах, призванных сфокусировать внимание пациента на проблеме ответственности. Я опишу их тут как для терапевтов, разницы нет: их легко применить и к себе, и к другим не в условиях терапии.

Смысл в том, чтобы "присвоить" себе то, что случается. Например, менять конструкты в речи: не "она меня оскорбляет", а "я позволяю ей себя оскорблять".

Аналогично не "я не могу это сделать", а "я не буду это делать" (или не хочу).

Общий принцип: в ответ на сетования пациента по поводу его жизненной ситуации терапевт интересуется, каким образом пациент создал эту ситуацию.

Всё это ведет к осознанию собственной ответственности за происходящее.

Конечно, всегда будут такие вещи, на которые тяжело повлиять. Нужно зарабатывать на жизнь, мириться с какими-то физическими ограничениями, и т.п. Но в этом смысле у нас всегда есть свобода отношения к происходящему. Точно также, как в принципе нейтрального бомжа для нас делает неприятным наше восприятие, также мы можем относиться к вещам, которые не способны изменить - переносить на них ответственность за все свои несчастья или принимать как нечто объективно существующее и принимать ответственность за поиск пути, обеспечивающего желанное нам при этих ограничениях.
экзистенциальная психотерапия: ответственность-2
Вообще, все эти разговоры об ответственности кажутся довольно оторванными от реальности. В конце концов, кому какое дело, на кого я сваливаю ответственность за свою горькую судьбинушку. Однако, оказывается, что подобные сваливания отнюдь не индифферентны.

Классификация с точки зрения принятия ответственности

В зависимости от отношения к принятию ответственности, людей можно делить в соответствии с т.н. локусом контроля. Этот показатель оценивает, несет ли человек персональную ответственность за свое поведение и жизненные переживания (внутренний локус контроля) или считает, что происходящее с ним не связано с его поведением и находится вне его контроля (внешний локус контроля).

Так вот, исследования показывают, что у людей с внешним локусом контроля (экстерналы) по сравнению с интерналами (теми, у кого внутренний локус) имеется большее чувство неадекватности, больше расстройств настроения, больше напряженности, тревожности, враждебности и замешательства, они меньшего достигают, менее политически активны и более внушаемы, обладают менее развитым воображением, более фрустрированы и испытывают больше опасений.

Шизофренические пациенты со значительно большей вероятностью оказываются экстерналами, чем интерналами. Среди тяжело нарушенных психиатрических пациентов относительно чаще встречаются экстерналы, чем среди умеренно нарушенных.


Связь успешности и локуса контроля

Кроме того, эксперименты показывают, что люди, которые не видят связи между своими усилиями и результатом, не только перестают эффективно действовать, но и начинают депрессировать. (Теперь понятно, что мне не нравилось в КПИ).

Описывается эксперимент, в котором две группы людей подвергали звуковому воздействию (шум), первая имела возможность убрать этот шум, а вторая нет. При повторном эксперименты вторая группа совершала больше неудач при попытках уклониться от шума, по сравнению с первой группой. Т.е. их адаптация стала хуже.

Более того, депрессивные испытуемые (в отличие от недепрессивных) имели низкие ожидания успеха в решении задач, причем позитивное подкрепление (подбадривание, похвала и т.п.) не увеличивало эти ожидания.

Как видим, депрессирующий попадает в замкнутый круг: с одной стороны, он ожидает неудачи, с другой стороны, он действительно хуже справляется с заданиями, в результате получает неудачу, а в результате этого становится еще менее способным к правильным решениям.

Как формируется локус контроля?

Он обусловлен ранним семейным окружением: последовательно, теплое, внимательное и чуткое окружение создает предпосылки для развития внутреннего локуса контроля, в то время как непоследовательная, непредсказуемая и относительно неблагоприятная среда (более характерная для низших социоэкономических классов) порождает ощущение личной беспомощности и способствует формированию внешнего локуса контроля. Порядок рождения также значим: первенцы более склонны становиться интерналами (возможно, потому, что они гораздо чаще оказываются в позициях ответственности за домашние дела и собственное поведение, им чаще поручают присматривать за младшими детьми).
экзистенциальная психотерапия: вина
Сегодня пишу про вину — ужасное, мучительное ощущение, терпеть которое сил нет никаких.

Виды вины

Во-первых, надо разделять понятие вины на два подвида. Невротическая вина происходит от воображаемых преступлений (или мелких проступков, вызывающих непропорционально сильную реакцию) против другого человека, табу, родительских или социальных запретов. "Подлинная" вина обусловлена реальным преступлением по отношению к другому человеку. Переживания в обоих случаях сходны, но справиться с невротической виной возможно путем проработки чувства собственной "плохости", бессознательной агрессивности и желания наказания, в то время как "подлинная" вина должна быть актуально или символически эквивалентно искуплена.

Экзистенциальный подход к понятию вины

Т.к. экзистенциальный подход предполагает принятие ответственности за все происходящее в жизни, то и понятие вины расширяется: уже нельзя перебросить ответственность вовне. По сути, мы виновны в той же степени, в какой ответственны за себя и мир.

Хайдеггер считал, что бытие человека постоянно отстает от его возможностей, и в этом смысле вина связана с возможностью (потенциальностью).

Это популярная точка зрения: четвертый смертных грех, праздность или леность, многими мыслителями интерпретировался как "грех не делания в своей жизни того, что, как известно человеку, он может делать". Основная идея этой концепции такова: человек обладает прирожденными способностями и исходными знаниями о них. Тот, кому не удается жить настолько полно, насколько возможно, испытывает глубокое, сильное переживание - экзистенциальную вину.

Ролло Мэй* в этом контексте говорит о бессознательном как о нереализованном потенциале:

"Если мы хотим понять вытеснение у данной личности, мы должны поставить следующие вопросы: какого отношение этого человека к его собственным потенциальным возможностям? <..> Бессознательное, таким образом, не следует рассматривать как резервуар культурально неприемлемых импульсов, мыслей и желаний. Я определяю его скорее как потенциальные возможности знания и переживания, которые индивид не может или не хочет актуализировать".

Карен Хорни в книге "Невроз и личностный рост" говорит, что психопатология возникает тогда, когда неблагоприятные обстоятельства препятствуют ребенку развиваться и осуществлять заложенный в нем потенциал. Вследствие этого ребенок теряет образ своего потенциального "я" и формирует другой образ "я - идеальное я", к которому направляет свою жизненную энергию.
Однако при этом он ощущает существование своего потенциального "я" и на бессознательном уровне, непрерывно сравнивает его со своим "актуальным я". Расхождение между тем, что мы есть, и чем могли бы быть, заставляет нас презирать себя, и это презрение нам приходится преодолевать всю жизнь.


Позитивный образ экзистенциальной вины

Как выше показала выдержка из Хорни, экзистенциальную вину можно считать индикатором того, что мы в жизни делаем что-то не так. Таким образом, вина и тревога, сопровождающая ее, является позитивной конструкцией, силой, советчиком, возвращающей нас к нам самим.

Экзистенциальная вина подталкивает нас к тому, чтобы сравнить нашу актуальную жизнь и то, чего мы хотим и потенциально можем, с тем чтобы скорректировать первую в сторону последней.

Экзистенциальная вина не является результатом какого-то преступного действия, наоборот, она происходит не от действия, а от упущения - вследствие не сделанного в жизни. 
Также исходный текст изложения лежит здесь
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

March 2020

S M T W T F S
1 234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 9th, 2025 01:26 pm
Powered by Dreamwidth Studios